понедельник, 11 января 2016
10.01.2016 (и немного 27.12.2015)
На последнем занятии 2015 года и на первом занятии 2016 года мы с детьми занимались изучением календаря (в основном григорианского). Точнее, мы с ним играли — как и обычно.
Что мы делали:
1.
Бегали по помещению наперегонки Бегали по помещению наперегонки
Сначала мы расклеивали по стенам названия двенадцати месяцев и фотографии к ним. У нас примерно квадратная мансарда, и в этот раз ее форма очень пригодилась. Высокую стену мы объявили летом, низкую — зимой (так что высота стены соответствовала длине светового дня), боковые стены были осенью и весной. На каждую стену мы определили по три месяца, а потом дети смотрели, куда какую фотографию повесить. Фотографии я скачивала с сайта с обоями для рабочего стола, примерно по две на каждый месяц, и на них была изображена в основном природа: лес в снегу, половодье, подснежники, зеленые луга, реки, спелая малина, осенние листья, улетающие птицы, снежинки и так далее. Когда развесили все фотографии, побегали по заданиям: мы с Полиной задавали разные вопросы вроде «когда в Петербурге белые ночи?», и дети бежали к нужной стене.
Я перед занятием обычно прикидываю план, и у меня сохранился предварительно составленный список вопросов. В процессе занятия мы его не читали, конечно, а импровизировали, но примерно составить представление можно.
Когда ...
- дни короткие, а ночи длинные?
- дни становятся длиннее?
- наступает полярная ночь?
- у тебя день рождения? (Предполагалось, что это вопрос на засыпку для тех, кто копирует остальных — но таких у нас не было.)
- у школьников три месяца каникул?
- все наряжают елки?
- опадают листья?
- созревают ягоды?
- празднуют день Победы?
- играют в снежки?
- появляются почки на деревьях?
- дети идут в школу?
- медведь впадает в спячку?
- птицы прилетают с юга?
- сосульки тают?
Потом мы в тех же декорациях «поездили на машине времени». Дети продолжали бегать от месяца к месяцу, но тип заданий был другой: нужно было определить, где (то есть когда) мы окажемся, когда пройдет месяц, еще месяц, еще два месяца, еще несколько раз по два месяца, полгода, год, и так далее. И в обратную сторону, например: сейчас мы в мае, какой месяц был год назад? 11 месяцев назад? 13 месяцев назад? Пять лет и два месяца назад?.. Бегали так, пока дети не попадали в кресла, обессилев.
2. Собирали
пазл про времена года.пазл про времена года, вот такой:
(там есть таинственная фраза про то, что Земля вращается вокруг Солнца против часовой стрелки, я долго в нее вникала перед занятием, в итоге, как всегда, обнаружила себя глубокой ночью за чтением википедии про, допустим, дождевых червей, в общем, вникла. Могли бы тогда уж и названия месяцев в другую сторону развернуть, а то дети все время путались... А так хороший пазл, мне понравился.)
3. Рисовали
схемы с временами года и месяцами. схемы с временами года и месяцами.
4. Выясняли,
сколько дней в каждом месяце.сколько дней в каждом месяце. Учились вспоминать длинные и короткие месяцы по костяшкам пальцев. И сказку про двух императоров тоже рассказали (про Октавиана Августа, который хотел, чтобы его месяц был не короче, чем у Юлия Цезаря).
5. Решали
задачи про календарь.задачи про календарь из «Математики в твоих руках». Начинается раздел там с задач вроде тех, с которыми мы бегали по комнате. Но тут оказалось сложно, все то, что дети легко решали ногами, по своим схемам они решали с трудом (они уже устали к этому времени). В следующих задачах уже нужно было считать, сколько недель в месяце (скажем, «Какое время года будет через 10 недель, если сейчас май?»), дети немножко померли, и на этом мы и закончили, домучив очередную задачу.
На самом деле занятия у нас были разные с разными детьми, и на каждом занятии у нас было какое-то подмножество того, что перечислено, не всё. Но всем хватило
@темы:
математический кружок