воскресенье, 20 декабря 2015
13 декабряЗанятие младшей группы я планировала для младшего Никиты — в прошлый раз он у нас был один. И впечатлил меня тем, что не понимал вопрос вопрос "что общего" (старшие, впрочем, тоже не совсем понимали, но не настолько, чтобы на такой вопрос отвечать "эта зеленая, а тот квадратный"). А в этот раз я думала, что Никита будет у нас вдвоем с Дашей. Но нет, он пришел на занятие к старшим, так что в этот раз у нас в младшей группе была одна Дашка.
Дашка: игры с конструктором.
Я взяла с собой конструктор ТИКО, и с Дашкой мы начали с того, что выбрали из коробки 10 пар фигурок: пару пятиугольников, несколько пар квадратов и всяких треугольников, больших и маленьких, с дырками и без дырок. Потом эти фигурки мы положили в мешочек.
А потом доставали из мешочка и выкладывали на стол. Дашка должна была не глядя достать какую-нибудь фигурку, а потом, так же на ощупь, найти ей пару. Получалось с переменным успехом — сначала фигурок было явно много (найти на ощупь одну нужную из 19 оказалось непросто), но вскоре и фигурок осталось мало, и Дашка разобралась, так что начинали мы долго, а закончили очень быстро.
Дашка ищет второй квадратик:
Потом мы стали с этими фигурками играть в "найди лишнюю". Даша интересно формулирует общие свойства у фигурок: "в этой семье все жёлтые", "эти дружат, потому что они все треугольники" и т. п. В целом у нее получалось легко и быстро. Только над свойством "дырявые" Даша долго думала, и несколько раз придумывала альтернативные причины выкинуть недырявую фигуру — здесь, например, это размер:
В общем, это нам всем понравилось, жаль только было, что Никита, для которого эта игра и планировалась, до нас не дошел.
Потом мы стали, как у Звонкина, играть в круги Эйлера. Мы с Дашкой склеили из бумажных полосок пару кругов, на одном Дашка написала "ТРЕУГОЛЬНИКИ", на другом — "КРАСНЫЕ", и мы стали раскладывать по этим кругам фигурки. Пока Дашка не обнаружила парочку красных треугольников и не встала в тупик:
Идей у Дашки было много: положить один треугольник в один круг, а другой в другой, чтобы было по-честному; скрепить их между собой и подвесить над обоими кругами; вообще никуда их не класть; склеить для них отдельный кружок; перекрасить треугольники в жёлтый цвет... Но я все это отвергала.
Нужная (мне) идея все не приходила, и я дала Дашке другую задачу. Задача была такая: у одного человека был кулек (Полинин шарфик), кошелек (наш мешочек) и два рубля (фигурки из конструктора, за настоящими было лень лезть). И он как-то смог положить в кулек один рубль, а в кошелек — два рубля. Как он это сделал?
Совместными усилиями мы смогли завернуть "рубль" в Полинин шарфик и запихнуть все это в мешочек вместе со вторым "рублем".
И тогда (сработало!) Дашка посмотрела на круги и стала один на другой надвигать. Я предложила их еще немного надрезать, и в итоге получилось так:
Потом мы немного пособирали конструктор, а потом Дашка взбесилась (видимо, задач было уже достаточно) и стала смеяться и бегать кругами. Я попыталась ее утихомирить, и сделать из этой беготни игру.
Игру я предлагала такую: я показываю Даше фигурку, она бежит по такому пути, а Полина пытается угадать по Дашиному пути, что это была за фигурка. Сначала угадать было невозможно, даже несмотря на Полинину проницательность, потом я предложила Даше подпрыгивать в углах фигурки, и тогда парочку фигур угадать удалось. А потом Даша опять начала носиться хаотично и пытаться сбежать. Но тут уже и занятие кончилось, так что мы ее отпустили.Для старшей группы мы хотели с тем же конструктором заниматься другими вещами. Но Никита-младший и Соня пришли к нам немного заранее, так что мы успели с ними поиграть в мешочек и в "найди лишнее", примерно как с Дашкой. Задания с лишними фигурками мы сначала выкладывали сами, а потом предложили Соне выкладывать их для Никиты. Соня выложила четыре одинаковых фигуры, одну из них слегка иначе повернув, и Никита подвис. Тогда мы поставили Никите задач попроще, типа тех, что были у Даши, и он опять оживился. А потом пришли остальные и мы начали заниматься по плану.
Старшая группа: многогранники.Начали мы с решения задач про развертки куба и тетраэдра.
Я показала детям на конструкторе, что такое тетраэдр и куб (ну про куб они и так знали, конечно), показала, что такое развертка, и выдала им листочки с клетчатыми фигурами, из которых для начала надо было выбрать и обвести развертки куба:
А потом развертки тетраэдра (эту картинку я не сохранила, но там и было-то всего ничего, две правильных развертки и две неправильных).
У нас оказалось двое детей, которые осознали задание и полностью с ним справились — Соня (это ожидаемо) и Стас (это был приятный сюрприз). Но и остальным было чем заняться. С Никитой-младшим мы собирали из конструктора кубик и тетраэдр, а потом еще кубик, было сложно, но интересно. Никита-старший на вид ничего не делал, и на бумажке ничего не отметил, но зато верно отвечал на вопросы, сколько у куба ребер, граней, вершин, разверток (!).
Славка увлекся конструктором и сначала пособирал многогранники, а потом стал собирать ковер из треугольников... и так и прособирал его до конца занятия, было не оторвать (надо будет провести им занятие про паркеты - тоже должно хорошо пойти).
Потом я предложила желающим поклеить многогранники из картона (я распечатала взяла с собой развертки платоновых тел, напечатанных на картоне, и наклейки с глазами-ртами-носами), и мы позанимались и этим тоже. Парочка из этих фигурок попали на фотку выше со Славкой, а так их унесли домой.
Еще мы немного поиграли в ту же беготню, что и с Дашей (коварная Соня загадала линеечку, но ее-то как раз мы отгадали, а вот остальные фигуры у всех остальных нам так отгадать и не удалось).
И на этом все, как-то быстро занятие пролетело.А потом мы с Дашкой пошли играть в дом Гнома — но это уже другая история
@темы:
математический кружок
когда же мы доедем))
И впечатлил меня тем, что не понимал вопрос вопрос "что общего" (старшие, впрочем, тоже не совсем понимали, но не настолько, чтобы на такой вопрос отвечать "эта зеленая, а тот квадратный")
вот как оказалось, у меня тоже есть эта проблема))) уже на взрослом уровне, но тем не менее) то ли творческое мышление, то ли по голове много били)))
(Сегодня тоже было, но мы с Дашкой его прогуляли, у нее соревнования были в бассейне).
вот как оказалось, у меня тоже есть эта проблема)))
да ну не верю У детей проблема в том, чтобы понять вопрос. Понятно, что ответить на него иногда сложно, но вряд ли ты не понимаешь, что спрашивают. То есть вообще взрослые могут и не понимать, но не ты
не, там другая тема. из серии, что общего у карандаша и ботинка) а так-то да, я всё понимаю, с этим проблем нет)