22 ноябряНакануне я в ночи клеила детям колпаки. Давно хотелось поиграть в мудрецов с колпаками вживую У меня было 12 колпаков-конусов для дня рождения, и они все были розовые и со сладкими феями (купила какие нашла). Зато с резиночками, чтобы не падали. Я подозревала, что наши парни на такое не согласятся, да и сама такое безобразие не хотела бы надевать, поэтому я сделала пару попыток перекрасить их. Один колпак просто пыталась покрасить, но любая краска из тех, что у меня были, не ложилась на этот гладкий картон, так что этот экземпляр был просто испорчен. Второй я обмотала малярным скотчем, и скотч уже нормально красился. Но получалось бледновато, красить надо было в несколько слоев и заняло это в сумме минут 10. Тратить еще минут 100 той ночью я была не готова, так что забила и оставила как есть, розовые.
Кроме того, я склеила из цветной бумаги штук по 6 голубых и желтых конусов такого же размера (только без резиночек), чтобы надевать их и снимать на те колпаки с феями, и тем самым быстро менять цвет колпака на ребенке.
Дашка: репетиция занятия старших.В младшую группу в тот раз кроме Дашки никто не пришел, так что мы с ней репетировали занятие старшей группы.
Начали мы с того, что кидали с Дашей и Полиной втроем мячик друг другу, и прибавляли каждый раз по два. В сторону возрастания мы кидали четные числа, и как-то быстро и незаметно дошли до 100, а потом начали считать обратно с 99. Это было сложнее, и где-то на пятидесяти Дашка сломалась. То есть не то чтобы совсем сломалась — когда ей становится сложно, она начинает скучать (и большинство детей у нас так), и чем-то себя развлекать. В этом случае это звучало как-то так:
Я: сорок один (и кидаю Даше мячик)
Даша: (ловит) мм тридцать ммм экчуалли айм сорри ммм тридцать из найн о'клок! (кидает мячик дальше)
Я не сообразила, что можно и согласиться на английский (потому что я тормоз и профдеформация), и после каждого раза просила Дашу повторить по-русски. Потом пару десятков мы с Полиной резво пробежали, просто покидав мячик друг другу, и с Дашкой вместе уже заканчивали в пределах первого десятка.
Потом мы с Дашкой стали решать задачи про реки и острова. Она, в отличие от старшей группы, видела их в первый раз. Правда, мы их вместе с ней рисовали %) Но не решали, да и задачу я заранее не ставила. Путь Дашка находила неплохо, хотя и наобум, со второго-третьего раза. Мосты, идущие с каждого острова, считала хуже, и закономерностей мы с ней никаких искать не стали.
Свои задачи Дашка порисовала, они все были одного типа: озеро, в нём остров и от него на берег идет много мостов — картинка вроде паучка, у которого ноги-мосты и тело-остров.
Под конец занятия мы потестировали колпаки — на вопросы вроде "какого цвета у тебя колпак, если у Полины другой" Дашка отвечала моментально, а более сложных вопросов я на двоих не придумала.
Старшая группа: жизни, счет через один с мячиком, прыжки в пруд, четность, реки и мосты, мудрецы и колпакиВ старшей группе старших было мало — всего трое (или все-таки четверо? уже забываю). Зато к нам в середине занятия пришла Даша, которой надоело рисовать.
Мы с Полиной решили попробовать позаниматься дисциплиной, и раздать детям жизни, которые они будут терять за всякие попытки испортить жизнь остальным. У нас этим в основном грешит первоклассник Славка, который, если у него не получается решать задачи в общем темпе, начинает вылезать в окно, кидаться предметами (стрелять мозаикой с помощью резиночки, например), и так далее. Поскольку нас там двое преподавателей, унять его удается, но... В общем, жизни мы попросили нарисовать Соню до начала занятия, и она нарисовала нам 12 красивых сердец на бумажном скотче (ага, детей все-таки было четверо). Мы наклеили каждому на бейдж по три жизни, и первые 5 минут занятия эта тема неплохо работала. Мы даже успели досчитать с мячиком до 42 четными числами (дальше заранее решили не ходить, а то возвращаться долго). А потом мы стали считать обратно, Славка ошибся, я сдуру предложила желающим "отдать жизнь за Славу", желающие нашлись, Слава оказался в плюсе, после чего они уже не стеснялись этими жизнями обмениваться, Соня нарисовала себе несколько новых, с лицами и макияжем... Всё это фоном, в процессе решения задач, так что не очень мешало, но уж точно не помогало.
Вернусь к занятию: после того, как мы посчитали туда и обратно, мы стали прыгать в пруд и на берег. Прудом у нас был синий коврик, прыгали мы так: раз — в пруд, два — на берег, три — в пруд, и так до 15 примерно. А потом я у детей стала спрашивать, где мы были, когда я сказала 4, где мы были, когда я сказала 7, где мы будем, когда я скажу 18, и так далее. И, к моему удивлению, они отвечали довольно быстро и в основном правильно.
Тогда мы с ними договорились называть числа "на берегу" четными, а числа "в пруду" нечетными, и уже за столом повыписывали их на листик, чтобы убедиться, что запомнили эти слова.
Потом мы еще порешали задачи про реки и мосты (в прошлый раз уже решали, но не учились определять, которые решаются). Я попросила их выписать, сколько мостов у каждого острова и берега, и попробовать угадать, откуда должен начинаться обход. Но это пошло как-то туго, количество мостов не получалось посчитать правильно... В общем, признак про четность мы придумали и обсудили только с Соней, а остальные просто опять порешали эти задачи.
После этого, наконец, мы стали играть в мудрецов в колпаках. К тому моменту к нам уже подошла Даша, так что детей было пятеро. Легенда заключалась в том, что ведьма Арахна (это я) заманила к себе в пещеру несколько гномов (это дети и Полина), надела на них колпаки (я попросила их надеть самих, а потом только цвет меняла), и сказала, что тех, кто угадает цвет своего колпака, она выпустит, а остальных съест. На этапе надевания розовых колпаков у нас возникли ожидаемые трудности: Слава и Стас их надевать не хотели, разве что друг на друга, но кое-как удалось это уладить — надеть на Славу колпак, крашеный в голубой, а на Стаса сразу два колпака, верхний самодельный и не розовый.
Играли мы в несколько раундов.
В первом раунде я им сказала, что на них всего 4 голубых и 2 желтых колпака. Соответственно, каждый должен был посмотреть на остальных, догадаться посчитать, сколько на них голубых или желтых колпаков, сравнить с общим количеством и сделать вывод про цвет своего колпака (каждому видны все колпаки, кроме собственного). Пришлось немного подумать, но справились все.
Во втором раунде я сказала, что выберу любого гнома и надену колпаки на всех, кроме него, а ему разрешу сказать одно число, чтобы все остальные догадались, какой на них колпак. Имелось в виду, что они договорятся, что делать (например, договорятся, что выбранный гном назовет количество желтых колпаков). И я сразу поняла, что перегробила, — у младших детей на лицах было написано такое "ЧТО??" (и число одно вместо двух, и договариваться надо, а это отдельная сложная задача), что я тут же решила уточнить условие: сказала, что я выберу Соню и дальше все то же — разрешу ей сказать одно число, чтобы остальные обо всем догадались. Они немножко пообсуждали, что да, одного числа им тоже хватит, Соня сказала, что назовет количество голубых, и в общем в этом раунде тоже все было хорошо.
В третьем раунде я надела на всех колпаки и сказала только, что число желтых четно. Кто-то сообразил сразу, кто-то думал долго, и пришлось напоминать, которые числа у нас четные, и которые нет (но у нас был листик с выписанными числами. И опять все справились.
Но к этому моменту младшие дети сообщили, что резинки давят на шею, и спрашивать, когда уже можно будет снять колпаки.
На четвертый раунд у меня был запланировал "грандиозный финал" — я хотела надеть на всех гномов, кроме одного (ну ладно, кроме Сони, или, допустим, Никиты), колпаки, а одному разрешить только выбрать цвет своего колпака. И просигналить этим одним цветом всё, что нужно, остальным. Но мы посмотрели на детей, поняли, что давно назрела разминка, а грандиозный финал надо отложить на несколько занятий.
Так что единственная мегазадача, которую я хотела, чтобы они решили в этот раз, так и осталась нетронутой — но в целом мне все равно понравилась игра.
Под конец мы с детьми как-то попрыгали, не помню уже как (восстанавливаю по плану, в плане этого не было), и мы их отпустили.